о защите прав потребителей за 1 полугодие 2016 года

25.07.2016 12:11:23

О результатах работы администрации города Армавира в рамках защиты прав потребителей в 1 полугодии 2016 года.

 

Полномочия администрации муниципального образования город Армавир по защите прав потребителей возложены на отдел цен и тарифов администрации города. Личный прием граждан по вопросам защиты прав потребителей проводится два раза в неделю двумя специалистами.

За первое полугодие 2016 года в отдел цен и тарифов администрации МО г. Армавир поступило 308 обращений граждан в сфере защиты прав потребителей.

В обращениях гражданами поднимались следующие вопросы:

- в сфере коммунальных услуг – 159  обращений;

- в сфере торговли –  115 обращений;

- в сфере бытовых услуг – 8 обращений;

- в сфере страховых услуг - 12 обращений;

- иные сферы (медицинские услуги, услуги связи, банковские услуги) –  14 обращений.

По количеству обращений первое место занимают обращения в сфере жилищно- коммунальных услуг.

В основном это обращения, касающиеся качества коммунальных, оплаты за жилищно- коммунальные услуги, качества услуг управляющих компаний.

Ответы на данные обращения носили как разъяснительный характер, так и оказывалась реальная помощь потребителям в досудебном урегулировании вопросов. По многим обращениям проводился анализ предоставленных отчетов управляющих компаний, проводились совещания с приглашением старших по домам. В случае необходимости оказывалась помощь в оформлении претензий, разъяснялся алгоритм действий в каждой конкретной ситуации.

Также, помимо досудебного урегулирования споров специалистами отдела оказывается юридическая помощь гражданам в урегулировании споров в судебном порядке.

Так, по иску администрации муниципального образования город Армавир к  ООО «Управляющая компания №4» о признании противоправными действия компании по включению в расходы за содержание ранее обслуживаемых   многоквартирных домов  платы за сверхнормативные коммунальные услуги по холодной и горячей воде в многоквартирных домов города Армавира по ул. Маркова, д. 333, 347, ул. Азовской, д. 3, 5, 7, 12, 16, 28 определением Армавирского городского суда прекращено производство по делу. Отделом цен и тарифов администрации  города направлена частная жалоба в Краснодарский краевой суд, которым данное определение было отменено, иск направлен на новое рассмотрение в Армавирский городской суд.  Рассмотрение назначено на 9 августа 2016 года.

По иску администрации муниципального образования город Армавир в отношении ООО «Управляющая компания №4» в защиту прав потребителей собственников помещений многоквартирного дома №333 по ул.Маркова решением от 18 марта 2016 года Армавирского городского суда вынесено решение взыскать с ООО «Управляющая компания №4» в пользу собственников помещений многоквартирного дома №333 по ул.Маркова сумму неосновательного обогащения в размере 55644 рублей.  На данное решение «Управляющей компанией №4» подана апелляционная жалоба.

По иску администрации муниципального образования город Армавир в отношении ООО «Управляющая компания №4» в защиту прав потребителей собственников помещений многоквартирного дома №16 по ул. Азовская решением Армавирского городского суда вынесено решение взыскать с ООО «Управляющая компания №4» в пользу собственников помещений многоквартирного дома №16 по ул.Азовская сумму неосновательного обогащения в размере 99313 рублей.

Также подан иск  о защите прав потребителей о взыскании с ООО «Управляющая компания №1» в пользу собственников помещений многоквартирного дома №86 по ул. Ленина г. Армавира сумму неосновательного обогащения в размере 67638,89  рублей.

В 2016 году также поступали обращения, связанные с увеличением общедомовых нужд за энергоресурсы. В основном это связано с отсутствием организации качественного съема показаний индивидуальных приборов учета. По данному вопросу давались рекомендации по организации съема показаний индивидуальных приборов учета, а также в случае необходимости организовывались обследования коммуникаций конкретных домов. 

Значительную часть обращений затрагивает сфера торговли. Самыми распространенными жалобами потребителей являются жалобы, касающиеся реализации товара ненадлежащего качества (среди этих товаров сотовые телефоны, планшеты (60 обращений),  мебель (14 обращений), одежда, обувь (8 обращений), нарушение сроков передачи товаров (либо сроков оказания услуг), нарушение прав потребителей при реализации товаров по образцам либо дистанционным способом.

В ходе приемов гражданам оказывается консультативная помощь по вопросам защиты прав потребителей, что является эффективным средством в решении одной из главных задач по обеспечению реализации и защиты прав потребителей - содействии в досудебном урегулировании спорных правоотношений, возникающих между потребителями и продавцами, изготовителями (исполнителями).

В связи с тем, что номер телефона специалистов по защите прав потребителей администрации муниципального образования город Армавир указан во всех  уголках потребителей магазинов города, а также организациях, оказывающих бытовые и иные услуги гражданам, в течение рабочего дня по телефону также оказывается консультативная помощь гражданам, разъясняется, попадает ли спорное правоотношение под действие законодательства о защите прав потребителей, какие права нарушены и какие действия следует предпринять для защиты нарушенных прав, в случае необходимости граждане приглашаются на прием.

В первом полугодии 2016 года  в сфере торговли участились жалобы по вопросу неисполнения обязательств индивидуальным предпринимателем Есиной Надеждой Юрьевной, магазин «Много мебели» (9 обращений). Жалобы связаны с нарушением срока передачи предварительно оплаченного товара, а так же касаются качества мебели. Администрацией города по данным обращениям подготовлено 5 исковых заявлений, по двум из них вынесены заочные решения в пользу потребителей, три находятся в стадии рассмотрения. При подготовке исковых заявлений в договорах купли-продажи были выявлены пункты, ущемляющие права потребителей, в связи с чем потребителям была оказана помощь в составлении жалоб в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора в г.Армавире. По информации Управления Роспотребнадзора в настоящее время рассматривается вопрос о привлечении недобросовестного предпринимателя к административной ответственности.

В 2016 году поступало большое количество обращений по вопросу сложности получения полисов ОСАГО. В связи с этим, администрацией муниципального образования город Армавир направлены обращения о принятии конкретных действенных мер в администрацию Краснодарского края,  Центральный Банк России, Федеральную антимонопольную службу России,    Центральный штаб Общероссийского Народного Фронта, Всероссийскую политическую партию  «Единая Россия», Российский союз автостраховщиков.

Ситуация с ОСАГО на территории города по-прежнему остается сложной.

Однако в городе появились дополнительные агенты страховых компаний. Очереди возле страховых компаний как таковые отсутствуют, очередность фиксируется в журналах. Определить реальное количество лиц в  очереди невозможно, т.к. в списках периодически  попадаются фамилии одних и тех же лиц, а также запись одних и тех же лиц производится в нескольких страховых компаниях.

Жалобы в администрацию города на услуги ОСАГО значительно сократились.

Невозможность получения страховки категории D по информации страховщиков связана с тем, что перевозчики обращаются застраховать автомобиль как физические лица, использующие автомобиль для личных бытовых нужд, страховка автомобиля для перевозки пассажиров значительно дороже.

По информации Российского союза автостраховщиков  в июле стартовал второй запуск многостороннего агента. Для этого РСА подготовил проект многостороннего соглашения, к которому должны будут присоединиться все страховщики ОСАГО уже в обязательном порядке. При этом документ должен быть согласован с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Суть соглашения заключается в том, что компании, имеющие филиальную сеть в пяти обозначенных регионах, выступят агентами тех страховщиков, которые физически не имеют возможности продавать там полисы. Агенты от лица не представленных в регионе компаний организуют реализацию их полисов.

РСА выбрал подрядчика, который обеспечит работу программного обеспечения для того, чтобы сделать этот механизм автоматизированным

В частности, система методом случайной выборки определит для автомобилиста по номеру ПТС ту компанию, от имени которой агент продаст ему полис ОСАГО. Для этого нужно будет пойти к агенту, то есть в любой имеющийся в регионе филиал страховщика, и узнать "свою" компанию.

По мнению РСА заметный эффект потребители услуги увидят уже в конце июля.

Ситуация с ОСАГО находится на постоянном контроле в отделе цен и тарифов администрации муниципального образования город Армавир.

Практика работы показывает, что устные обращения потребителей к продавцам (исполнителям) не всегда дают положительные результаты. Поэтому, результативным является оказание помощи потребителям в составлении и предъявлении письменных претензий. Официальное предъявление письменных требований (претензии) «дисциплинирует» продавца, так как в претензии чётко и конкретно изложены требования потребителя и обоснование этих требований согласно действующему законодательству. Также данная претензия, в случае неудовлетворения законных требований потребителя, является дополнительной защитой права потребителя, поскольку в соответствии с Законом «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя. Так, например, в результате досудебного урегулирования спора гр. Москалевой заново оказаны стоматологические услуги на сумму 120 000 рублей в связи с некачественным их выполнением в первый раз, гр. Лесничему  возмещен моральный вред в сумме 5 000 рублей за причинение вреда здоровью, гр. Гребенюкову произведен возврат денежных средств в размере 42 990 рублей за смартфон ненадлежащего качества.

В том случае, если специалистам отдела не удается решить вопрос в досудебном порядке, оказывается помощь потребителям в составлении исковых заявлений. За 2016 год специалистами отдела подготовлено  17 исков в защиту прав потребителей.

Так, мировым судом вынесено заочное решение в пользу потребителя Севериной  о взыскании денежных средств на общую сумму 23 812,50 рублей, в связи с нарушением срока удовлетворения требований потребителя о возврате денежных средств за некачественный товар.

Мировым судом вынесено заочное решение в пользу потребителя Ефремова о взыскании денежных средств на общую сумму 25 000 рублей, в связи с доставкой разбитой сантехники.

Мировым судом вынесено решение в пользу потребителя Башкина о взыскании денежных средств на общую сумму 13 577 рублей, в связи с нарушением срока поставки предварительно оплаченного товара.

В результате принятых мер за 1 полугодие 2016 года гражданам было возмещено ущерба на сумму 1 207 170 рублей. Судами, по искам, подготовленным специалистами отдела, вынесены решения в пользу потребителей на сумму 249 978  рублей, в досудебном порядке возмещено ущерба на сумму 957 192 рубля.


Отдел цен и тарифов администрации города Армавира.