Не бойся, у тебя все получится!

26.08.2021 17:39:47

Начало школьного обучения – сложный и важный этап в жизни любого ребёнка. Именно эту тему обсудили специалисты обособленного подразделения отдела работы с приемными семьями ГКУ КК «Краевой методический центр» с замещающими родителями будущих первоклассников, на ежегодной «Школе первоклассных родителей», организованной совместно с управлением по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования город Армавир.

После размеренных и веселых будней дошкольника новая «взрослая» жизнь кажется утомительной и не всегда интересной для ребенка. Школьная дисциплина требует большой концентрации, первокласснику трудно управлять своими чувствами и желаниями. У беззаботного прежде малыша появляются непривычные обязанности: в школе он не волен распоряжаться своим временем, должен подчиняться правилами дисциплины, которые не всегда кажутся ему разумными. Почему нельзя шуметь, кричать, бегать? Почему нужно сидеть целый урок? Зачастую, дети с нетерпением ожидают дня, когда они впервые переступят порог школы. Кому-то нравится школьная форма, а кто-то любит носить ранец. Проходят дни, и у части школьников эмоциональный подъем исчезает, ведь они сталкиваются с первыми трудностями.

Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей и детей, так и для системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь. Взаимосвязь ребенок-родитель-учитель очень важна, этот «треугольник» должен всегда работать. Родителям важно интересоваться школьной жизнью у ребенка, спрашивать об успехах, эмоциях. Учителю важно взаимодействовать с родителями, указывать на способности или трудности ребенка в той или иной сфере. Ребенку важно выговариваться, не стесняться задавать вопросы учителю и делиться впечатлениями с родителями. Ребенку необходимо научиться быть в коллективе, выполнять требования учителя. Эти и есть привитие норм для дальнейшей социальной жизни.

Адаптация – привыкание, «вливание» человека в какую-то среду. Противоположностью этого понятия является дезадаптация. Это понятие стало использоваться сравнительно недавно для описания различных проблем и трудностей, возникающих у людей с обучением в школе. Эти проблемы могут быть связаны с затруднениями в учебе, конфликтами с одноклассниками, физическим дискомфортом или недомоганием (обострением хронических заболеваний на фоне стресса), тревожностью и страхами.

Главная причина школьной дезадаптации в младших классах связана с семейным воспитанием. Если ребенок приходит в школу из семьи, где он не чувствовал переживание «мы», он в новую социальную общность – школу входит с трудом и бессознательно стремится к отчуждению. Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые воспитываются в замещающих семьях особенно тяжело чувствовать себя комфортно в обществе сверстников из полноценных семей. Поэтому психолого-педагогическое сопровождение и детей, и замещающих родителей со специалистами «Краевого методического центра» в период адаптации является очень важным. Главная задача семьи в этот период – помочь ребенку двигаться вперед не взирая на прошлый опыт.

Специалисты объяснили, что родители не должны допускать никаких негативных установок в отношении ребенка к школе, таких как: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся», «Сейчас начнется это мучение», «В школе будет трудно, ты ничего не знаешь». Эти фразы первоклассник не должен слышать вокруг себя. В семьях, где есть поддержка, где верят в успех ребенка, как правило, адаптация проходит легче. В этот период родители должны говорить слова, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Я верю в тебя», «Мне очень нравится, я хвалю тебя», «Не бойся, у тебя все получится», «Я тоже не сразу научилась делать правильно», «Я знаю, ты стараешься, давай вместе попробуем ещё раз». Семья – опора и поддержка растущего человека, от воспитания зависит то, каким он вырастет. Любовь родителей ребёнок должен чувствовать постоянно, и не только на словах. Ведь иногда для поднятия настроения малышу нужно простое крепкое объятие, добрый взгляд или улыбка.

Городская среда